Учебный план 2021-22

Пояснительная записка
к учебному плану МКОУ «СОШ с. Даусуз»
на 2021-2022 учебный год.
Учебный план является частью образовательной программы МКОУ «СОШ с.
Даусуз», разработанной в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих
примерных основных образовательных программ.
В учебном плане полностью реализуется Федеральный компонент
государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство
образовательного пространства РФ и гарантирует овладение выпускниками
необходимым объемом знаний, универсальными учебными действиями,
соответствующим уровнем личностных и общекультурных компетентностей,
социально-личностными умениями и навыками, предусмотренными ФГОС.
Учебный план МКОУ «СОШ с. Даусуз»
составлен в соответствии
синструктивно-методическим письмом «О формировании учебных планов
образовательных организаций Карачаево – Черкесской Республики,
реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021-2022 учебный
год» от 03.08.2021г № 4405.
Учебный план МКОУ «СОШ с. Даусуз»- нормативный правовой акт,
устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени,
отводимого на их изучение по уровням общего образования и учебным годам.
Учебный план разработан на основе следующих нормативных документов:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
ФедерацииФедеральным Законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС начального общего
образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего
образования;
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки

Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее - ФГОС среднего общего
образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СП 2.4.3648-20);
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (далее - СанПиН 1.2.368521);
примерной основной образовательной программой начального общего
образования, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15);
примерной основной образовательной программой основного общего
образования, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему
образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15);
примерной основной образовательной программой среднего общего образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);

примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 02 июня 2020 г.
№ 2/20)
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 № 1015;»;
Основная образовательная программа начального, основного общего и среднего
образования МКОУ «СОШ с. Даусуз»
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
20.05.2020 № 254; «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего
общего
образования
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность»;
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования(приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 09.06.2016 № 699).
Учебный план МКОУ «СОШ с. Даусуз» является частью образовательной
программы школы, разработан в соответствии с ФГОС начального, основного и
среднего общего образования.
Учебный план МКОУ «СОШ с. Даусуз» на 2021 - 2022 учебный год обеспечивает
выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса,
установленных СанПиН 2.4.2.3648-20, и предусматривает:
4-летний нормативный срок освоения образовательных программ
начального общего образования для I-IV классов;
5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного
общего образования для V-IX классов;
2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего
общего образования для X-XI классов.

Устанавливается следующая продолжительность учебного года:
I класс – 33 учебные недели;
II-IV классы – не менее 34 учебных недель;
V-IX классы – не менее 34 учебных недель (не включая летний
экзаменационный период в IX классах);
X-XI (XII) классы – не менее 34 учебных недель (не включая летний
экзаменационный период в XI (XII) классах и проведение учебных сборов по
основам военной службы).
Учебный год в МКОУ «СОШ с. Даусуз» начинается 01.09.2021г.
Календарный учебный график реализации образовательной программы
составляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» (п. 10, ст. 2).
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы
затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во
II-III классах –1,5 ч., в IV-V классах – 2 ч., в VI-VIII классах – 2,5 ч., в IX-XI
классах – до 3,5 ч.
Учебные занятия в первом классе проводятся по пятидневной учебной неделе и
только в первую смену;
Используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре,
октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока
по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 40 минут каждый);
Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и
домашних заданий;
Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при
традиционном режиме обучения.
Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии
осуществляется следующим образом. В сентябре-октябре четвертый урок и один
раз в неделю пятый урок (всего 48 уроков) следует проводить в нетрадиционной
форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации, уроки-игры.
Содержание нетрадиционных уроков должно быть направлено на развитие и
совершенствование движения обучающихся. Уроки в нетрадиционной форме
распределяются в соответствии с рабочими программами учителей
следующим образом: 24 урока физической культуры и 24 урока по другим
учебным предметам, в том числе: 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4
экскурсии по изобразительному искусству, 4-6 нетрадиционных занятий по
технологии; 4-5 уроков-театрализаций по музыке, 6-7 уроков-игр и экскурсий по
математике (кроме уроков русского языка и литературного чтения).
Основными задачами учебного плана школы являются:

- соблюдение федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования;
- освоение школьниками образовательных программ с учѐтом природных,
национальных, исторических, культурных и иных особенностей республики и
района;
- создание возможностей для развития способностей каждого ребѐнка с учетом
интересов и психологических особенностей разных категорий обучающихся;
- усиление деятельностного подхода в обучении и практической ориентации в
образовании.
Учебный план представлен для образовательной системы УМК «Школа
России».
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
-соответствие требованиям федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего образования;
-формирование гражданской идентичности обучающихся;
-приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным
технологиям;
-готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного
общего образования;
-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
-личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;
-укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
МКОУ «СОШ с. Даусуз» при реализации образовательных программ выбирает:
учебники из числа входящих в федеральный перечнь учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 20.05.2020 № 254; «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность»;
-формы промежуточной аттестации:
- итоговая контрольная работа;
- тестовая работа (в т.ч. в формате ОГЭ и ГИА);
- защита творческих работ и проектов;
- контроль (устная форма) по билетам по предметам учебного плана выбираются
участниками образовательного процесса в соответствие с Положением «Об
аттестации учащихся в МКОУ «СОШ с. Даусуз»»
Режим работы школы - 5-дневная учебная неделя в 1-11-х классах.

Предметные области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и
«Родной язык и родная литература» являются обязательными для изучения.
Начальное общее образование
Учебный план начального общего образования на 2021-2022 учебный год
является основным средством реализации содержания образования.
Выполнение учебного плана обусловливает освоение учащимися федерального
государственного образовательного стандарта.
Учебный план составлен в целях:
- дальнейшего совершенствования образовательного процесса;
- повышения результативности обучения учащихся;
- обеспечение вариативности и преемственности образования;
- сохранения единого образовательного пространства;
выполнения
гигиенических
требований
к
условиям
обученияшкольников.
Учебный план определяет:
- перечень учебных предметов, обязательных для изучения на данном уровне
обучения, по которым проводится итоговая аттестация выпускников этого
уровня или оценка их образовательных достижений по итогам учебного года;
- максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся.
Учебный план начального общего образования обеспечивает реализацию
требований ФГОС НОО, определяет общий объем нагрузки и максимальный
объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и
учебным предметам.
В урочной деятельности учебным планом на 2021- 2022 учебный год задается
обязательный для каждого учащегося объем часов в соответствии с п. 105
СанПиН 1.2.3.3685- 21 (21 ч в 1-ом классе, 23 часа во 2-4 классах).
N Предмет
Основные задачи реализации содержания
ные
п/
области Формирование первоначальных представлений о русском языке как
1п Русский
язык и государственном языке Российской Федерации, как средстве
литерату общения людей разных национальностей в России и за рубежом.
рное
Развитие диалогической и монологической устной и письменной
чтение речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических
чувств, способностей к творческой деятельности.

2 Родной Формирование представлений о роли родного языка
язык и в жизни человека, общества, государства, способности свободно
литерату общаться на родном языке в различных формах и на разные темы;
рное
включение в культурно- языковое поле родной литературы и
чтение культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как
на
носителю
культуры своего народа; формирование осознания
родном тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным,
языке
духовно - нравственным развитием личности и ее социальным
ростом.
3 Иностра Формирование дружелюбного отношения и толерантности к
нный
носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих
язык
сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными
образцами детской художественной литературы, формирование
начальных навыков общения в устной и письменной форме с
носителями иностранного языка, коммуникативных умений,
нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой
деятельности на иностранном языке.
4 Математ Развитие математической речи, логического и алгоритмического
ика
и мышления,
воображения,
обеспечение
первоначальных
информа представлений о компьютерной грамотности.
тика
5 Обществ Формирование уважительного отношения к семье, населенному
ознание пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны,
и
ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и
естество многообразия окружающего мира, своего места в нем.
знание Формирование модели безопасного поведения в условиях
(Окружа повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ющий
ситуациях.
Формирование
психологической
культуры
и
мир)
компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме.
6 Основы Воспитание способности к духовному развитию, нравственному
религиоз самосовершенствованию.
Формирование
первоначальных
ных
представлений о светской этике, об отечественных традиционных
культур религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
и
7 светской
Искусст Развитие способностей к художественно-образному, эмоциональноэтики
во
ценностному восприятию произведений изобразительного и
музыкального искусства, выражению в творческих работах своего
отношения к окружающему миру.

8 Техноло Формирование
опыта
как
основы
обучения
и
гия
познания,осуществление поисково-аналитической деятельности для
практического решения прикладных задач с использованием знаний,
полученных
при
изучении
других
учебных
предметов,
формирование
первоначального
опыта
практической
преобразовательной деятельности.
9 Физичес Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому,
кая
нравственному и социальному развитию, успешному обучению,
культура формирование первоначальных умений саморегуляции средствами
физической культуры. Формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа
жизни.
Образовательная область «Иностранный язык» предусматривает изучение
предмета «Иностранный язык». Количество часов, выделяемых на изучение
этого предмета по 2 часав неделю во 2-4 классах. Во всех учебных предметах
уделяется постоянное внимание развитию общеязыковой, коммуникативной
компетентности, русскоязычной грамотности, навыков скорописи. Тем самым,
часы, выделяемые на иностранный язык, будут использоваться и для освоения
важных элементов родного языка.
Образовательная область «Окружающий мир» включает предмет «Окружающий
мир», программа которого предусматривает интеграцию курса «ОБЖ».
Предметное содержание ОБЖ заложено в качестве модульного курса в учебник
А.
А.
Плешакова
«Окружающий
мир».
Вопросы
безопасности
жизнедеятельности включены в содержание данного предмета как часть знаний
об окружающем мире. Такой подход позволяет успешно формировать у детей
сознательное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, а
также практические умения, необходимые для действий в неблагоприятных и
угрожающих жизни ситуациях. (Письмо Министерства общего и
профессионального образования от 25.03.99 г. № 389/11-12).
«Физическая культура» В 1- 4 классах по 2 часа в неделю. 1 час в 1 – 4 классах
проводится во внеурочной форме в соответствии с Методическими
рекомендациями Министерства образования и науки КЧР № 4405 от 13.08.2021г.
Учебный предмет направлен на физическое совершенствование учащихся,
получение знаний о свойствах человеческого организма, овладение умениями
организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность, направлен на
укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и
всесторонней физической подготовленности ученика.
Курс ОРКСЭ изучается в 4 классе в объеме 1 часа в неделю. Решением родителей
выбран модуль «Основы светской этики». Целью комплексного курса ОРКСЭ
является формирование у обучающихся мотиваций к сознательному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений. Комплексный курс является

светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматриваются как
конкуренты научных знаний и результатов научных исследований.
Таким образом, обязательная часть учебного плана представлена всеми
образовательными областями.
Аттестация или оценка качества усвоения обучающимися содержания
конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончанию их
изучения по результатам проверки (проверок) в начальной школе проводится
в следующих формах:

Формы промежуточной аттестации
Учебные
Классы
предметы
1
2
3
4
классы
Русский язык контрольные
стартовые
стартовые
стартовые
работы,
проверочные проверочные проверочные
диктанты с
работы,
работы,
работы,
грамматическим контрольные
контрольные контрольные
им заданием,
работы,
работы,
работы,
тестовые
диктанты с
диктанты с
диктанты с
Русский язык и
диагностические грамматически грамматически грамматически
работы.
м
м
им заданием,
литературное
им заданием, заданием,
тестовые
тестовые
тестовые
диагностическ
чтение (родной
диагностическ диагностически ие
язык и родная
ие
е
кие работы.
литература )
кие работы.
е работы.
Литературное Проверка
Проверка
Проверка
Проверка
техники
техники
техники
техники
чтение
чтения
чтения,
чтения,
чтения,
диагностика диагностика
диагностика
смыслового смыслового
смыслового
чтения,
чтения,
чтения,
итоговая
итоговая
итоговая
контрольная контрольная
контрольная
работа.
работа.
работа.
Иностранный
Иностранный
Проверка
Проверка
Проверка
техники
техники
техники
язык
язык
чтения,
чтения,
чтения,
защита
защита
защита
проекта,
проекта,
проекта,
тестовые
тестовые
тестовые
диагностичес диагностическ диагностичес
кие работы.
ие работы.
кие работы.
Математика и Математика
Контрольные
Стартовые
Стартовые
Стартовые
информатика
работы, тестовые проверочные проверочные проверочные
диагностические работы,
работы,
работы,
работы.
контрольные контрольные контрольные
работы,
работы,
работы,
тестовые
тестовые
тестовые
диагностичес диагностическ диагностичес
кие работы.
ие работы.
кие работы.
Предметные
области

Обществознание Окружающий
и естествознание мир
(Окружающий
мир)

Основы
религиозных
культур
и
светской этики

Текущие
проверочные
работы,
тестовые
диагностическ
ие работы,
защита
проектов.

Стартовые
проверочные
работы,
текущие
проверочные
работы,
тестовые
диагностичес
кие работы,
комплексные
работы,
защита
проектов.

Стартовые
проверочные
работы,
текущие
проверочные
работы,
тестовые
диагностическ
и
е работы,
комплексные
работы,
защита
проектов.

Стартовые
проверочные
работы,
текущие
проверочные
работы,
тестовые
диагностичес
кие работы,
комплексные
работы,
защита
проектов.

Основы
религиозных
культур
и
светской
этики
Музыка
Участие
музыкальных
мероприятия,
концертах

Искусство
Изобразител
ь
ное
искусство
Технология

Технология

Физическая
культура

Физическая
культура

Тестовые
диагностичес
кие работы,
защита
проектов.
в Участие в
Участие в
Участие в
музыкальных музыкальных музыкальных
мероприятия, мероприятия, мероприятия,
концертах,
концертах,
концертах,
защита
защита
защита
проектов
проектов
проектов
Выставки
Выставки
Выставки
Выставки
рисунков,
рисунков,
рисунков,
рисунков,
защита
защита
защита
защита
проектов.
проектов.
проектов.
проектов.
Художественн Художествен Художественны Художествен
ные выставки
ые выставки и ные выставки е выставки и
и выставки
выставки
и
выставки
выставки
поделок,
поделок,
поделок,
поделок.
защита
защита
защита
проектов.
проектов.
проектов.
Участие в
Участие в
Участие в
Участие
в
спортивных спортивных спортивных
спортивных
мероприятиях соревнования соревнованиях, соревнования
х, оценки
оценки
х,
оценки
физической
физической
физической
подготовлен- подготовлен- подготовленности
ности
ности
учащихся,
учащихся,
учащихся,
защита
защита
защита
проектов.
проектов.
проектов.

Промежуточная аттестация (итоговый контроль) проводится как письменно,
так и устно.
Личностные, метапредметные, предметные результаты образования
обучающихся по ФГОС оцениваются с использованием комплексного
подхода.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой предельной нагрузки обучающихся.
Особенность образовательной программы школы определяет интеграцию
учебных и внеурочных занятий. Организация внеурочной работы в школе
призвана решать следующие задачи:
- развитие индивидуальных способностей обучающихся через формирование
предметных и надпредметных компетентностей посредством углубления и
расширение основ знаний образовательных областей образовательного
плана;
- духовно-нравственное воспитание школьников, формирование позитивных
отношений ребенка к базовым ценностям нашего общества и социальной
реальности в целом;
- формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении
к своему здоровью, развитие навыков организации здорового образа жизни.
Часы внеурочной деятельности организуются по направлениям развития
личности:
общеинтеллектуальное,
спортивно-оздоровительное,
общекультурное, духовно-нравственное, социальное.
Общеинтеллектуальное направление включает в себя по 1 часу в 1-4 классах
еженедельно на занятия:
- «Школа общения»;
- «Британский клуб почемучек».
« Финансовая грамотность в 4 классе 1 час в неделю.
Для организации занятий общекультурного и спортивно-оздоровительного
направлений отводится еженедельно в объѐме по 1 часу в 1-4 классах:
- «Сказки водят хоровод»;
- «Если хочешь быть здоров»
- «Радуга».
Занятия проводятся во второй половине дня после обеда и динамической паузы
продолжительностью 40 минут, педагогами учреждения в учебных кабинетах,
не задействованных в данный момент в учебном процессе. Расписание занятий
внеурочной деятельности составлено в соответствии с действующими
СанПиНами и соответствует различным сменам видов деятельности младших
школьников.
Учебные программы начального общего образования по всем предметам
учебного плана рекомендованы Министерством образования РФ.
Основное общее образование
Учебный план в соответствии с Федеральным базисным учебным планом,
образовательной программой основного общего образования предусматривает:
5-летний срок освоения образовательных программ основного общего
образования для 5-9 классов.
Продолжительность учебного года на второй ступени общего образования
составляет 34 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель.

Учебные курсы федерального компонента представлены в учебном плане школы
в полном объеме, без изменений, с соблюдением часовой недельной нагрузки по
каждому предмету.
В 2021-2022
учебном году учащиеся 5-9 классов обучаются по ФГОС ООО.
Содержание обучения в 5-9 классах реализует принцип преемственности с
начальной школой.
В Учебном плане приводится перечень обязательных для изучения учебных
предметов,
отражающий
требования
Федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
Весь перечень учебных предметов по всем образовательным областям сохранен
полностью, также сохранен минимум количества часов.
Предметная область «Русский язык и литература»
В 5 классе на изучение русского языка отводится 5 часов в неделю, в 6 классе
6часов в неделю, в 7 классе в объеме 4 часа в неделю, в 8-9 классах в объеме по
3 часа в неделю.
На изучение литературы отводится в 5-6 классах по 3 часа в неделю, в 7-8
классах по 2 часа в неделю, в 9 классе 3 часа в неделю.
Изучение предметов «Русский язык» и «Литература» направлено на
формирование у обучающихся языковой, коммуникативной и лингвистической
компетенций. Воспитание бережного отношения к языку и речи, стремление к
самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого
общения позволяет сформировать целостный взгляд на науку о русском языке.
На этой основе учащиеся могут лучше овладеть практической грамотностью,
усвоить правила орфографии и пунктуации, повысить свою речевую
грамотность.
На изучение предмета «Иностранный язык» в учебном плане выделено
количество часов в соответствии с моделью языковой подготовки, определѐнной
ОУ. Количество часов в 5-9 классах по 3 часа в неделю. Основными целями
изучения иностранного языка являются: развитие иноязычной коммуникативной
компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебнопознавательной); развитие и воспитание школьников средствами иностранного
языка. Задаваемое содержание ориентировано на образование, воспитание и
развитие личности школьника средствами изучаемого языка. Предложенный
объем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на
функциональном уровне
Предметная область «Математика и информатика»
Область включает в себя изучение предмета «Математика» в объѐме по 5 часов в
неделю в 5-6 классах, «Алгебра» в объеме по 3 часа в неделю в 7-9 классах,
«Геометрия » в объеме по 2 часа в 7-9 классах, «Информатика» в объѐме по 1
часу в неделю в 7-9 классах.
Цели обучения математики:
 формирование представлений о математике как универсальном языке
науки, средства моделирования явлений и процессов, об идеях и
методах математики;

 развитие логического мышления, пространственного воображения,
алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне,
необходимом для будущей профессиональной деятельности;
 овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в
повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных
дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях,
не требующих углубленной математической подготовки;
 воспитание средствами математики культуры личности, понимания
значимости математики для научно-технического прогресса, отношения
к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство
с историей развития математики.
Предметная область «Общественно-научные предметы»
Предметная область включает: историю, всеобщую историю в объеме по 2 часа в
неделю в 5-9 классах, обществознание в объѐме по 1 часу в неделю в 6-7 классах,
географию в объеме по 1 часу в 5-6 классах и по2 часа в 7-9 классах.
Цели учебного предмета «Обществознание» структурированы путем выделения
пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы
знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные
знания и умения в практической деятельности.
Цели изучения географии представлена на пяти уровнях и включает: освоение
знаний; овладение умениями; развитие, воспитание и практическое применение
географических знаний и умений. Все цели являются равнозначными.
Предметная область «Естественнонаучные предметы»
В предметную
область входят: физика, химия, биология. Преподавание
осуществляется по государственным программам и базовым учебникам. Физика
изучается в 7 - 8 классах в объѐме по 2 часа в неделю, в 9 классе в объѐме по 3
часа в неделю. Химия изучается в 8-9 классах в объѐме по 2 часа в неделю.
На изучение биологии отводится в 5-7 классах по 1 часу в неделю, в 8, 9 классах
по 2 часа в неделю.
Предметная область «Искусство»
В предметную область «Искусство» входят предметы: «Изобразительное
искусство» в объѐме по 1 часу в 5-7 классах, «Музыка» в объѐме по 1 часу в 5-8
классах.
Предметная область «Физическая культура»
«Физическая культура» в V - IX классах по 2 часа в неделю в урочной форме. 1
час проводится во внеурочной форме в соответствии с Методическими
рекомендациями Министерства образования и науки КЧР № 4405 от 03.08.2021г.
Основные направления развития физической культуры в рамках следующих
направлений:
- оздоровительное: воспитание привычки к самостоятельным занятиям по
развитию основных физических способностей, коррекции осанки и
телосложения.
- спортивное: углубленное освоение обучающимися на уровне основного общего
образования одного вида спорта – баскетбола, волейбола, лѐгкой атлетики.

- общеразвивающее: овладение обучающимися основами технических и
тактических действий, приемами и физическими упражнениями настольного
тенниса и умениями использовать их в разнообразных формах игровой и
соревновательной деятельности.
На освоение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» отводится по 1
часу в неделю в 8-9 классах.
Предметная область «Технология»
Предмет «Технология» (технология ведения дома) реализуется по 2 часа в 5,7
классах, в 6,8 классе – 1 час в неделю, в 6,8,9 классе в рамках реализации
Национального проекта «Успех каждого ребѐнка» по 1 часу во внеурочной
форме.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения
конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии,
информации, объектов природной и социальной среды знаний; овладение
умениями; развитие, воспитание и практическое применение технологических
знаний и умений. Все цели являются равнозначными. При изучении учебного
предмета «Технология» по модульному принципу количество часов, отведенных
на изучение модули и тем, определяется рабочей программой учителя.
Формы промежуточной аттестации
№ Учебный предмет
Формы аттестации
п/
1
Русский язык
контрольный диктант с заданиями, сочинение,
п
изложение, тестовая работа, устный ответ по билетам,
тематический зачет, защита творческого проекта
(реферата)
2
Литература
сочинение, творческая работа, тестовая работа,
устный ответ по билетам, тематический зачет, защита
творческого проекта (реферата)
3

Иностранный язык

4

Математика,
алгебра,
геометрия
Информатика

5

6

История,
обществознание

7

География

тестовая работа, устный ответ по билетам, сочинение,
эссе, тематический зачет, защита творческого проекта
(реферата)
контрольная работа, тестовый контроль, устный ответ по
билетам, тематический зачет, защита творческого проекта
(реферата)
контрольная работа, тестовый контроль, практическая
работа, тематический зачет, защита творческого проекта
(реферата)
контрольная работа, тестовый контроль, устный ответ по
билетам, эссе, тематический зачет, защита творческого
проекта (реферата)
контрольная работа, тестовый контроль, устный ответ по
билетам, тематический зачет, защита творческого проекта
(реферата)

8

9

10

11

12

13

14

Физика

контрольная работа, тестовый контроль, лабораторная
работа, практическая работа, устный ответ по билетам,
тематический зачет, защита творческого проекта
(реферата)
Химия
контрольная работа, тестовый контроль, лабораторная
работа, практическая работа, устный ответ по билетам,
тематический зачет, защита творческого проекта
(реферата)
Биология
контрольная работа, тестовый контроль, лабораторная
работа, практическая работа, устный ответ по билетам,
тематический зачет, защита творческого проекта
(реферата)
Искусство (музыка, тестовый контроль, творческая практическая работа,
изо)
устный ответ по вопросам, защита творческого проекта
(реферата, творческая работа)
Технология
(технология ведение
дома )
Основы
безопасности
жизнедеятельности
Физическая
культура

тестовый контроль, творческая работа, практическая
работа, лабораторная работа, устный ответ по вопросам,
защита творческого проекта (реферата, творческая работа)
контрольная работа, тестовый контроль, практическая
работа, устный ответ по билетам, защита творческого
проекта (реферата)
тестовый контроль, устные ответы по билетам, зачет по
нормативам, сдача норм ГТО, защита творческого проекта
(реферата)

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков,
направлена на достижение результатов освоения основной образовательной
программы, но при этом реализуется в формах, отличных от урочных и
учитывает особенности, образовательные потребности и интересы учащихся, а
также с учетом имеющихся кадровых, материально - технических и иных
условий.Внеурочная образовательная деятельность в 5- 9 классах проводится в
объѐме по 10 часов в неделю по определѐнным стандартами направлениям:
 Спортивно - оздоровительное «Легкая атлетика» - в 5-9 классах в
объеме по 1 часу в неделю;
 Общеинтеллектуальное – «Школа юного филолога» - в 9 классе в
объеме 1 часа в неделю, «УМка» в 9 классе в объѐме1 часа в неделю,
«Техническое творчество» в 5,7,8 классах в объѐме 1 часа в неделю,
«По страницам истории» по 1 часу в неделю в 5 - 8 классах,
«Практическая география» в6, 9 классах в объѐме 1 часа в неделю,
«Шахматы» в по 1 часу в неделю в 7-8 классах.
 « Финансовая грамотность» в 5,6,8 классах по 1 часу внеделю.
 Социальное - «МастерОк» - в 7,9 классе в объѐме 1 часа в неделю.
 Духовно-нравственное – ОДНКНР в 5-8 по 1 часу в неделю.
 Общекультерное

Часы внеурочной деятельности не включаются в объем предельно допустимой
учебной нагрузки.
Среднее общее образование
Учебный план МКОУ «СОШ с. Даусуз», реализующий основную
образовательную программу среднего общего образования, отражает
организационно-педагогические условия, необходимые для достижения
результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с
требованиями ФГОС СОО, организации образовательной деятельности, а также
учебный план определяет состав и объем учебных предметов, курсов и их
распределение по классам (годам) обучения.
Учебный план 10-11-х классов предполагает универсальный профиль обучения.
В 2021-2022 учебном году учебный план универсального профиля обучения
реализуется в 10-11 классах по ООП СОО ФГОС. Учебный план определяет
состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны
быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных учреждениях, реализующих основнуюобразовательную
программу среднего общего образования, и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения. Учебный план МКОУ «СОШ с. Даусуз»
отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших
целей современного основного образования:
- формирование российской гражданской идентичности,
- формирование гражданской позиции выпускника как сознательного, активного
и ответственного члена российского общества, уважающего закон и
правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за
благосостояние
общества,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности, способного противостоять социально опасным и враждебным
явлениям в общественной жизни;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- формирование мировоззрения, соответствующее современному уровню
развития науки и общественной практики;
- формирование основы саморазвития и самовоспитания;
- формирование сознания и поведения личности в поликультурном мире,
готовности вести диалог с другими людьми, достижения в нѐм взаимопонимания;
- формирование навыков продуктивного сотрудничества;
- готовность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; к
сознательному отношению к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
- принятие и реализация ценности здорового и безопасного образа жизни:
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первичную
медицинскую помощь, знание основных оздоровительных технологий;

- осознанный выбор будущей профессии на основе понимания еѐ ценностного
содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Учебный план 10-11 классов универсального профиля обучения представлен:
- обязательная часть - учебные предметы на базовом уровне.
- часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного
процесса,
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся, использовано: на увеличение
учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих интересы
обучающихся. Учащимся предоставляется выбор учебных предметов,
элективных
учебных
предметов,
которые
в
совокупности
с
общеобразовательными
предметами
учебного
плана
составят
их
индивидуальную образовательную траекторию. При организации универсального
профиля обучения, исходя из существующих условий и образовательных
запросов учащихся и их родителей (лиц, их заменяющих), время, отведенное на
элективные учебные предметы, используется для организации профильного
обучения по отдельным предметам федерального компонента учебного плана.
Каждый ученик вправе самостоятельно указать интересующий его набор
элективных учебных предметов из числа предлагаемых школой в пределах
допустимой учебной нагрузки: в 10 -11 классах по 3 часа в неделю.
В учебном плане 10-11 классов, согласно профилизации (универсальный
профиль), увеличено количество часов математики, биологии и химии.
Предметная область «Русский язык и литература»:
Предмет «Русский язык» изучается 1 час в неделю; предмет «Литература»
изучается в объеме 3 часа в неделю.
Область «Общественные науки» представлена предметами «История»,
«Обществознание», «География». Учебный предмет «Обществознание» (2 часа в
неделю) на базовом уровне включает разделы «Экономика» и «Право», которые
преподаются в составе данного учебного предмета.
Предмет «География» изучается в объеме 1 час в неделю , предмет «История»
изучается в объѐме 2 часов в неделю.
Предметная область «Иностранные языки»: предмет «Английский язык»
изучается в объеме 3 часа в неделю.
Предметная область «Математика и информатика»: математика: алгебра и начала
математического анализа, геометрия – 5 часов (увеличение на 1 час за счет части,
формируемой участниками образовательного процесса, информатика – 1 час.
Предмет «Алгебра и начала математического анализа» изучается 3 часа в
неделю; Предмет «Геометрия» изучается в объеме 2 часа в неделю.
Предмет «Информатика» изучается в объеме 1 час в неделю.
Образовательная область «Естественные науки» представлена физикой, химией,
биологией.
Предмет «Физика» изучается в объеме 2 часа в неделю.

Предмет «Химия» изучается 2 часа в неделю (1 час за счет части, формируемой
участниками образовательного процесса).
Предмет «Биология» изучается в объеме 2 часа в неделю (1 час за счет части,
формируемой участниками образовательного процесса);
Предметная область «Физическая культура и основы безопасности и
жизнедеятельности»: предмет «Физическая культура» при 5-дневной учебной
неделе изучается в объеме 2 часов в неделю (1 час во внеурочной форме),
предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» - 1 час в неделю. Программа
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» ставит целью
получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской
обязанности граждан и приобретении обучающимися навыков в области
гражданской обороны, а также подготовку обучающихся, граждан мужского
пола, не прошедших военную службу, по основам военной службы. По итогам
года планируются учебные сборы для юношей в объеме 40 часов.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 506 от 7
июня 2017 года «О внесении изменений в федеральный компонент
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования, утверждѐнный приказом
Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»
курс астрономии становится обязательным для изучения в старших классах
средней школы. В МКОУ «СОШ с. Даусуз» предмет «Астрономия» на
базовом уровне изучается в 10 классе в объеме 1 час в неделю.
На учебный курс «Индивидуальный проект» отводится 1 час в неделю в 10-11
классах. Отличительная особенность курса состоит в том, что предмет
«Индивидуальный проект» представляет собой учебный проект или учебное
исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких
учебных предметов, что обеспечивает приобретение навыков в самостоятельном
освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов
деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и
способов действий при решении практических задач, а также развитие
способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной
деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественнотворческой, иной). Актуальность данного курса обусловлена потребностью
государства в активном, самостоятельном, мобильном, информационно
грамотном, компетентном гражданине общества, а также необходимостью
формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. В основе
проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться
в
информационном пространстве, развитие критического и творческого
мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Индивидуальный проект является логическим завершением школьной проектной
системы и, одновременно, переходным элементом, мостом к взрослой,
самостоятельной жизни человека.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся(учебное исследование или учебный проект).

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного
применения приобретѐнных знаний и способов действий при решении различных
задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или
предметных областей;
-способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных
данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух
лет в рамках учебного времени, специально отведѐнного учебным планом, и
должен быть представлен в виде завершѐнного учебного исследования или
разработанного проекта: информационного, творческого, социального,
прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. В соответствии с
принятым Историко-культурным стандартом значение имеют социокультурные
факторы и повседневность человеческой жизни, а также особого внимания
заслуживает освещение проблем духовной и культурной жизни России, родного
края.
За счѐт части, формируемой участниками образовательного процесса, в 10-11
классах выделено по 1часу на изучение факультативного курса «История
родного края».
В связи с высокой востребованностью знаний по предметам «Литература» и
«Русский язык» со стороны обучающихся выпускных классов и в связи с
введением обязательного итогового сочинения, успешная сдача которого
является обязательным условием допуска к ГИА, за счѐт части, формируемой
участниками образовательного процесса, в 10-11 классе выделено по 1 часу в
неделю на элективный предмет: «Теория и практика написания сочинениярассуждения на основе исходного текста».
Изучение учебных предметов организуется для X-XI классов с использованием
учебных пособий, входящих Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 20.05.2020 № 254; «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность»; Приложение 1)
Учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию

образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от
09.06.2016 №699).
Промежуточная аттестация проводится согласно статье 58 Федерального Закона
от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Формы промежуточной и итоговой аттестации:
Аттестация по С целью проведения промежуточной аттестации в 10-х – 11-х
итогам
классах проводятся экзаменационные и зачетные сессии. Тесты,
учебного
письменная работа в формате ЕГЭ, сочинение, зачеты по
полугодия 10- профильным элективным курсам, тематические зачеты, защита
11
творческого проекта (в том числе реферата); по физической
класс
культуре - зачет по нормативам, сдача норм ГТО.
Полугодовая оценка по каждому предмету учебного плана
определяется путем вычисления среднего арифметического
текущих отметок с последующим округлением до целого числа.
Аттестация по Годовая промежуточная аттестацияпроводится в конце учебного
итогам
года (после 25 мая) по всем предметам учебного плана в порядке,
учебного года установленном локальным актом «Положение о порядке
10 класс
проведения промежуточной аттестации обучающихся», в
различных формах: собеседование, тестирование, защита
рефератов, творческие отчеты, творческие проекты, зачеты,
устные и письменные экзамены, итоговые опросы, письменные
проверочные и контрольные работы (форма проведения
утверждается на первом педсовете). Годовая промежуточная
аттестация проводится на основе результатов полугодовых
промежуточных аттестаций и представляет собой среднее
арифметическое
результатов
полугодовых
аттестаций.
Округление результата проводится в
пользу обучающегося.
Аттестация по В 11-х классах государственная итоговая аттестация завершает
итогам
освоение основных образовательных программ среднего общего
учебного года образования в формате основного государственного экзамена по
11 класс
русскому языку, математике и предметам по выбору в
соответствии с Порядком о проведении
государственной итоговой аттестации. Кгосударственной
итоговой аттестации допускаются выпускники 11 класса,
написавшие итоговое сочинение.
Требования к итогам итоговой аттестации следующие: итоги
итоговой аттестации в 11-х классах выражаются в отметках,
другой формат не предусмотрен. Итоговая аттестация
проводится на основе результатов итоговых промежуточных
аттестаций 10 и 11 классов и представляет собой их среднее
арифметическое. Округление результата проводится в пользу
обучающегося.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(87878)38-5-18

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».